Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 18.05.2024, 13:20
| RSS

Хара-Алданская средняя общеобразовательная школа имени Г.В.Егорова

Навигация

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Характеристика социального заказа на образовательные услуги.
27.01.2010, 08:23
    Школа расположена на левом берегу р. Алдан в с. Хара-Алдан (на стыке границ трех улусов – Таттинского, Томпонского, Усть – Алданского) в 120 км от улусного центра и 40 км от ближайшего села (Усть – Татта) и является самой отдаленной малочисленной школой Таттинского улуса. Хара – Алдан является опорным наслегом Президента республики по пропоганде здорового образа жизни, в течении 25 лет в наслеге не продаются алкогольные напитки. В селе проживает 314 жителей (67 чел.- пенсионеры, 27 чел. Официально состоят на учете как безработные), число хозяйств -117 (46 семей – малообеспеченные, 9 – неполные, неблагополучных семей нет).
    На территории села сельско-хозяйственных предприятий нет, кроме 6 крестьянских хозяйств, 2 чел. занимается индивидуальным предпринимательством, 4 – кадровой охотой. Экономика большинства семей во многом зависит от подсобных хозяйств (разведение крупного рогатого скота, коневодство, рыболовство, сезонная охота). В селе имеется фельдшерско –акушерский пункт (4 раб.), магазин (3 раб.), жилищно-коммунальное хозяйство (12), отделение связи (2), филиал ОАО «Сахателеком» (1 раб.), ветеринарный пункт (1 раб.), детский сад (15 раб.). посещают 35 детей, кроме дома культуры (4 раб.), другие общественных мест отдыха (в т.ч. библиотеки) нет. В школе 40 работников, что составляет 43,4% работающего населения.
    Проживание в селе накладывает особый отпечаток на жителей. Они находятся вблизи от природы. Образ жизни включает различные виды деятельности по жизнеобустройству – обеспечение водой (льдом), топливом, уход за приусадебным хозяйством и домашними животными, текущий ремонт дома и построек, охота и рыболовство. Жизнь сельского жителя предполагает значительно большую самостоятельность, прежде всего в организации жизненно необходимого самообеспечения. Центральным моментом удовлетворения повседневным жизненных потребностей является его собственные усилия по организации этих процессов. Специфика такой жизни предполагает широкой спектр трудовых умений и навыков в самых различных видах хозяйственной деятельности.
    Коммуникативный мир личности при сельском образе жизни характеризуется общением с широким социальным окружением (но ограниченным пространством села). Детства сельского ребенка в большей степени погружено в отношении со взрослыми и является более «взрослым», чем детство городского (райцентровского) ребенка, который имеет гораздо больший диапазон контактов со сверстниками. Одним словом, социум отдаленного маленького села накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка.
    Кроме того, оказывает определенное влияние на деятельность школы и характер общероссийской педагогической практики. В основном, и в первую очередь, школа занята обучением (св. 80% учебной времени), т.е. готовит некоего индивидуума, обладающего определенной суммой знаний. И только оставшегося время (около 20%) отдано на все остальные виды деятельности, в т.ч. на воспитательную ( в рамках традиционного обучения о воспитывающем эффекте образовательных технологий говорить довольно сложно) т.е. образовательный процесс не учитывает всех условий формировании личности учащегося.
    Как известно, сельская школа призвана удовлетворять образовательные потребности детей социума, способствовать их полноценному развитию. Отсутствие альтернативных образовательных учреждений возлагает ответственность на руководителей и учителей школы. Школа всегда была социальным институтом, который подстраивался под общество. Рыночная экономика, модернизация, новые ежегодные изменения вынуждают постоянно менять образовательный процесс и оперативно реагировать на изменения в обществе. Именно поэтому необходимо постоянно проводить аналитико-диагностическую работу.
    Мониторинг социокультурной среды и образовательной деятельности выявил следующие проблемы:
 - автономность воспитательного, развивающего и учебного процессов;
 - слабость мотивационных основ учебно-воспитательного процесса и, как следствие, отсутствие интереса к учебе в старших классах (особенно у юношей);
 - неприспособленность выпускников к самостоятельной жизни (слабая адаптивность);
 - отсутствие учета психологических особенностей познавательных процессов (в т.ч. сензитивности каждого возраста к определенным видам деятельности);
 - отсутствие адекватных индикаторов качества образования.
    Перечисленные недостатки углубляются в условиях сельской малокомплектной школы. К ним добавляются:
 - чрезмерная нагрузка учащихся во время учебно-воспитательного процесса, вызванная малокомплектностью классов;
 - отдаленность от улусного центра и. как следствие, информационный вакуум;
 - недостаточный учет образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса (родителей и т.д.).
   К перечисленному можно добавить особенности жизненного уклада маленького отдаленного села (в частности, особенности коммуникативного мира личности).
    В итоге изучения образовательных потребностей родителей (законных представителей) на текущий учебный год можно констатировать, что они ожидают видеть в своих детях следующее:
 -- Умение ставить перед собой цели;
 -- Владение современными информационными технологиями;
 -- Способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное;
 -- Умение формулировать собственную точку зрения, ее предъевлять и отстаивать;
 -- Коммуникативность;
 -- Умение работать в команде.
    Обучающиеся хотели бы в процессе обучения в школе овладеть следующими умениями и качествами:
 -- Умение находить выход из любой ситуации;
 -- Аналитические умения, позволяющие оценивать ситуацию;
 -- Социальная ответственность;
 -- Умение формулировать цель относительно себя и строить пути достижения цели;
 -- Овладение новыми информационными технологиями, которые осваиваются в процессе обучения;
 -- Получение академических знаний не только в процессе обучения, но и от занятий по интересам, через дополнительное образование.
    К настоящему моменту сложился стабильный педагогический коллектив. Участвуя в образовательном процессе, педагогический коллектив выявляет тенденции, которые поддаются коррекции силами педагогов на всех ступенях обучения.
    Анализ статистики достижений выпускников и обучающихся школы показывает, что учащиеся школы проявляют более высокую активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной и интеллектуальной деятельности.
    Проведенные исследования показали, что при наличии высокой мотивации обучения у учеников школы и занятий дополнительного образования возрастает риск перегрузки обучающихся. Ввиду этого, особенно актуальным становится контроль здоровья и самочувствия обучающихся, оптимизация их режима труда и отдыха, валеологическое просвещение и их родителей.
    Школа имеет свой Устав. Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитания.
    Декларация прав ребенка, законы об образовании РФ и РС(Я), основные принципы Концепции обновления и развития национальной школы РС(Я), инструктивные документы Министерства образования, анализ состояния образовательной системы свидетельствует о том, что назрела необходимость пересмотра позиций в решении настоящей проблемы и разработки организационно-педагогических основ самореализации личности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы.
    Разработка и апробирование моделей вариативного образования связаны с развитием российской системы образования и предусмотрены Законами РФ «Об образований» (ст.2,14) и Положением о средней общеобразовательной школе. Однако образовательная практика осуществляется на основе программ, не учитывающих в достаточной мере необходимость удовлетворения образовательных потребностей детей.
    Это и обусловило выбор темы: «Вариативная модель управления развитием сельской малочисленной школы».
    Проблема создания единого культурно-образовательного пространства, способствующего оптимальному управлению развитием сельской малочисленной школы, расположенной в отдаленном труднодоступном месте, обостряется в связи с тем, что сегодня возможности развития за счет привлечения новых первичных ресурсов сильно ограничены. Решающее значение приобретают интенсивные факторы. Речь идет о повышении качества имеющихся ресурсов эффективности их использования.
    Под имеющимися ресурсами можно подразумевать не только наличие тех или иных компонентов культуры, но и разные уклады жизни и способы восприятия мира как разные способы вхождения в культуру через собственные творческие культурнотворческие) акты. Это может стать детерминирующим принципом отбора содержания образования. Так как речь идет о различных способов построения знания.
    Очевидно, что на практике и в одной школе параллельно могут существовать разные способы. Для решения данной проблемы сеть образовательных программ, позволяющих организовать и координировать использование образовательных ресурсов. В настоящее время созданы предпосылки для этого.
    Таким образом, очевидна необходимость кооперации образовательных ресурсов в сетевом образовательном центре «Хара-Алдан –образовательная сеть» для решения проблемы управления развитием сельской малочисленной школы, расположенной в отделенном труднодоступном месте через сетевую организацию образовательного процесса как условия образовательной поддержки социально-экономического развития в Хара-Алданском наслеге Таттинского улуса.
    Приоритеты в организации управляющей и управляемой систем образования:
 -школа - ядро социально-экономической, культурной жизни села, залог его будущего;
 -школа на селе - коллектив единомышленников учителей и учащихся;
 -основа воспитания - труд, подлинный и созидающий («В сельской школе дети должны уметь все!);
 - школа не только хранит свои лучшие традиции, но и создает новые, оригинальные.
    В сельской малокомплектной школе наиболее востребованными подходами к организации образовательного процесса становятся: 
 - индивидуализация и дифференциация обучения; 
 - самостоятельная деятельность учащихся за счет развития общеучебных и интеллектуальных умений учащихся;
 - развивающие технологии обучения.
    В условиях малой наполняемости классов требование индивидуализированного личностно - ориентированного подхода к ребенку из декларации становится определяющим требованием. От выполнения которого в значительной степени зависит успех обучения, воспитания и развития учащихся.
    В процессе модернизации структуры и содержания образования в сельских малокомплектных школах необходимо учитывать также и своеобразие региона, его «местных условий».
    Таким образом, образовательное учреждение на селе - это особенное учреждение сельского микросоциума.
    Приоритетами развития школы на селе в соответствии с идеями модернизации российского образования на период до 2010 года являются:
 - воспитание гражданина России, любящего свою малую родину, готового остаться на селе и работать на земле своих предков;
 - сохранение традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования;
 - расширение информационного поля сельской школы для расширения социокультурного пространства и сферы общения участников образовательного процесса;
 - социальная защита и повышение мастерства педагогических кадров;
 - усиление внимания в разработке новых технологических и теоретических подходов к проблемам воспитания (в частности, к психологическим взаимоотношениям в ученической среде, между педагогами и родителями, родителями и детьми, к развитию личной инициатива учащихся и др.).
    Главным подходам к модернизации образования на селе следует признать включение в процесс его организации местного сообщества. Именно соорганизация разных профессиональных и общественных позиций позволит:
 - представителям сообщества путем реального включения в организацию образовательно;
 -воспитательного процесса и участия в складывании единого, социально;
 - образовательного пространства получить не только иное качество образования своих детей, но и иное качество жизни самого местного социума;
 - образовательному учреждению стать «инициатором» социокультурного взаимодействия и социального партнерства.
    Как вывод можно подчеркнуть: Хотя школа малокомплектная, живет полной жизнью: победитель Гранта президента, отмечена дипломами МО РФ, пилотная школа по НСОТ. Если раньше наши выпускники не могли конкурировать с городскими, то благодаря проведенной индивидуально-ориентированной образовательной работы, они такую возможность получили.
      2006 – 2007г. из 10 выпускников в ВУЗ поступили 8 --80% ;
      2007 – 2008г. из 6 выпускников в ВУЗ поступили 4 – 67%;
      2008 – 2009г. из 9 выпускников в ВУЗ поступили 8 -89% .
   После окончания учебных заведений они вернулись бы в родное село, но куда? Поэтому внешне очень убедительный лозунг «нет школы – нет села» превращается как раз в свою противоположность, потому что одной школой, оказывается село не поднять.
   В социальном заказе школы родители ставят на первое место:
 - обеспечение подготовки обучающихся для поступления в ВУЗы и колледжи, также подготовку к жизни в современных условиях; – 58,7% .
 -развитие природных данных, укрепление физического, психического и интеллектуального здоровья; - 29,1%.
 - духовно – нравственное воспитание человека, соблюдающего культуру и традиции родного народа;- 12,2%.
   Обучающиеся:
 - хотят получить качественное образование - 50%;
 - хотят иметь учебный успех – 30%;
 - хотят,чтобы было интересно в школе – 20%.
   Анализ итогов диагностики социума школы позволяет выделить следующие его черты:
 *Недостаточная образованность;
 *Имеются семьи, которые мало занимаются проблемами воспитания развития своего ребенка;
 *Вместе с тем до 80% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них до 30% способны глубоко изучить способности и склонности своего ребенка, прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой.
 
   Задача школы не только в том, чтобы качественно научить учеников, а в том, чтобы помочь образовать все село и дать селу новую жизненную перспективу. Сегодня педагогов школы волнует, именно это проблема..
   Проблема: Общественные организации наслега работают, только в режиме функционирования.
 
Категория: Мои файлы | Добавил: hara
Просмотров: 2420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Прогноз погоды
Поиск

Хара - Алданская средняя общеобразовательная школа имени Г.В. Егорова © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz